"Учитель-дефектолог - это..."
Нам часто задают вопрос, в чём заключается работа дефектолога?
Логопед ставит звуки. Психолог оказывает психологическую помощь. Все понятно. А дефектолог?
Наверно, настало время познакомиться.
Дефектолог работает с детьми, у которых имеются задержки в умственном и психическом развитии, речевые нарушения или проблемы со слухом и зрением. Он помогает им адаптироваться дома, в детском саду или школе.
Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования?
- Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития каждого воспитанника, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
- Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной речи, активизации познавательной деятельности.
- Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
- Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста
- Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям воспитанников по вопросам:
- индивидуализации процесса обучении и воспитания детей с ОПФР;
- определения форм организации и использования эффективных методов и приёмов обучения по исправлению речевых нарушений.
Дефектолог помогает многим войти в нормальную жизнь либо приблизиться к ней. Ведь если вовремя начать коррекцию недостатка, от него можно избавиться. И тут, конечно же, необходимо участие родителей. Поэтому дефектологу приходится выстраивать отношения не только с детьми, но и с законными представителями детей. Часто это сделать труднее, чем с малышами, ведь не все взрослые готовы принять тот факт, что в их семье растёт особенный ребенок. Они упорствуют в своем неведении и пытаются справиться с проблемами в одиночку. Это только усложняет работу дефектолога.
Дефектолог в учреждении образования проводит фронтальные (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.
Согласно статистике у каждого второго ребёнка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь дефектолога.
Коррекционные занятия дефектолога-логопеда направлены на:
- коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико- фонематического недоразвития речи;
- развитие связной речи;
- профилактику нарушений чтения и письма;
- развитие оптико-пространственных представлений;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Дефектолог наблюдателен, тактичен, настойчив и нацелен на результат. И все же главное в его работе - терпение. Ты что-то старательно объясняешь ребёнку, а он раз за разом выполняет действие механически и у него не очень получается. И потом – раз! – видишь: загорелся огонёк. И он говорит: «Понял!» И начинает быстро повторять и выполнять действие правильно. Это многого стоит. И в такой момент получаешь удовольствие от работы!
Вот в этом и заключается работа дефектолога.
О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.
Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Дорогие родители, дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!
КОНСУЛЬТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
- К логопеду нужно обратиться...
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/К_ЛОГОПЕДУ_НУЖНО_ОБРАТИТЬСЯ_ЕСЛИ.docx
- Десять простых советов учителя-дефектолога родителям
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/10_советов_учителя-дефектолога.doc
- Педагогические правила
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ___ПРАВИЛА.doc
- Как работать со звуками
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/Как_работать_со_звуками..doc
- Как научить читать
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/Как_научить_читать.docx
- Развиваем мелкую маторику
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/развиваем_мелкую_моторику.doc
- Фонематический слух
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/фонематический_слух.png
- Питание и речь
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ds24borisov/library/питание_и_речь_1.jpg
Автоматизация звуков в домашних условиях
Дорогие родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить.
Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Многие, начиная заниматься с учителям-дефектологом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д.
Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
«Найди ошибку».
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. Например, такие: На бахче растут медузы. Расцвели на клумбе козы. В море плавают арбузы. На лугу пасутся розы.
В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
Самое полезное для вашего маленького ученика ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.